Современное стекло для витража и методы его производства
В 1950-х годах в Англии появился технологический процесс получения прозрачного листового стекла, получивший название «флоат-стекло». После этого все остальные методы получения прозрачного листового стекла были признаны устаревшими.
При работе по такой технологии доведенное до жидкого состояния стекло разливали по поверхности расплавленного олова и получали листы с высокой параллельностью сторон.
Новые методы работы с декоративным стекло включают обработку его поверхности горячим клеем, чтобы на ней образовались мелкие трещины, и набрасывание на остывающую поверхность мелких частиц или осколков стекла других цветов.
Разрабатываются и другие способы получения разнообразных поверхностных эффектов, например, все более популярное американское — «рябь на воде».
Постоянно растет интерес к сплавлению стекол — подобная технология позволяет объединять самые неожиданные цветовые сочетания в одном листе. Надо полагать, что единственным ограничением при создании какого-то совершенно особого вида могут быть только творческие способности мастера.
Новые методы производства стекла
Листовое стекло стало применяться более широко, и поэтому появились новые способы его производства. Две такие технологии в начале XIX века стали революционными.
Первая заключалась в медленном вытягивании ленты вертикально вверх из расплава. При движении от печи стеклянная лента остывала, а затем ее резали на листы.
По второй технологии прокатное стекло получали за счет прохождения массы в пластично-вязком состоянии через пару прокатных валков. Финишная обработка стеклянной ленты — полирование поверхности — обеспечивала гладкость и прозрачность.
Приблизительно тогда же вырос спрос и на витражи. Технологии изготовления тянутого и прокатного стекла дали возможность получать недорогое окрашенное стекло в больших объемах.
Такое стекло стали называть соборным, если его окрашивали еще одним цветом, получалось соборное с полосами закраски. Применение прокатных валков позволило в процессе производства наносить на поверхность стекла орнаментальный или текстурный рельеф.
Чаще всего так делали бесцветное стекло, но выпускали и окрашенное с рисунком на поверхности — иногда в попытке повторить борозды и полосы античного витража.
В XIX веке появились коробчатые отливные формы, в которых потоки воздуха отжимали расплавленное стекло от краев к центру. Когда оно остывало, его резали на прямоугольники.
Такие стеклянные пластины имели большую толщину в центре, к краю она постепенно уменьшалась, давая глубину и красоту цвета. Этот метод разработал в 1889 году Е.С. Прайор, и, поскольку получаемое стекло имело сходство со стеклом XIII века, его стали называть «раннеанглийское Прайора». Похожее стекло делали братья Чане, они называли его «норманским».