Электросберегающие технологии

31 July 2008

31 июля 2008 года на сайте ИА REGNUM проводилась онлайн-конференция  «Новые технологии в обеспечении безопасности на железной дороге», в которой принял участие генеральный директор ОАО «Электросберегающие технологии» Валерий Медвецкий.

Приводим полный текст онлайн-конференции:

О каких новых технологиях можно говорить, когда в поездах становится страшно ездить? Постоянно раздаются разговоры о столкновении поездов, случаются крушения — в этой ситуации самым безопасным остается сидеть дома, а не пользоваться железными дорогами! — Неизвестный, Кострома

И тем не менее, железнодорожный транспорт остается сегодня самым эффективным. Однако в общем плане для уменьшения вероятности возникновения аварий, необходимо значительно уменьшить динамические нагрузки на рельсовый путь и вагоны. Полученные нами результаты показывают, что это не только необходимо, но и возможно. Показанное в ходе натурных ходовых испытаний уменьшение динамических возмущений, возникающих в зоне взаимодействия колеса с рельсом, составляет 3-4 раза, а также исключение при этом резонансных скоростей, существенно увеличивает безопасность перевозок пассажиров и грузов. Уверен, что пройдет еще совсем немного времени, и составы будут укомплектовываться системами безопасности, позволяющими избежать столкновения. Так, в настоящее время разработана комплексная система повышения безопасности движения, состоящая из демпферов, в которых размещены датчики контроля движения, системы сбора и анализа данных, «черного ящика», и диспетчерского центра безопасности и контроля движения в реальном масштабе времени. Эта система обеспечивает мгновенную реакцию на возникновение неисправностей в ходовой части или путевом хозяйстве, а также исключает возможность столкновения составов.

Валерий Михайлович, расскажите о внедрении видеонаблюдения на железной дороге, в частности, на железнодорожных вокзалах и в электропоездах. В Новосибирской области такие камеры установили давно (в феврале этого года), но случаев хулиганства и распития спирных напитков эта мера не уменьшила. Это вообще возможно: оперативно решать такие проблемы? — Марина

Вопрос очень актуальный и важный, но он больше относится к деятельности РЖД, чем нашей компании.

В чем причина участившихся в последние годы аварий на пассажирских поездах? — Олег, Киров

Разумеется — это комплексный вопрос, это связано со многими факторами. Причиной может стать и так называемый человеческий фактор, и природные явления, однако очень важные причины — высокий износ подвижного состава и пути. Износ подвижной части происходит очень быстро, в том числе, по причине слабого демпфирования колебаний, создаваемых при движении состава и приходящих от железнодорожного полотна. Эту проблему давно пытаются решить и российские, и зарубежные ученые. Мы поставили своей задачей разработать гидравлические демпферы, позволяющие устранить резонансные колебания во всем спектре частот и повысить сохранность материальной части составов и железнодорожного полотна, кроме того, создать комплексную систему повышения безопасности движения, состоящую из демпферов, в которых размещены датчики контроля движения, системы сбора и анализа данных, «черного ящика», и диспетчерского центра безопасности и контроля движения в реальном масштабе времени. Разработка осуществлялась в течение 10 лет, и сегодня мы можем смело сказать, что система обеспечивает мгновенную реакцию на возникновение неисправностей в ходовой части или путевом хозяйстве, а также исключает возможность столкновения составов.

Скорость движения железнодорожного транспорта довольна низка. Известны ли вам какие-то инновационные технологии, которые позволили бы увеличить среднюю скорость подвижного состава? А то увеличение скорости идет черепашьими темпами — около 1-2% в год — Александр Кириллович, Москва

Низкая скорость перевозок пассажиров и грузов на наших железных дорогах, в основном, связана с большой изношенностью ходовой части вагонов и рельсового пути, которая в ряде случаев превышает 50%. В этих условиях увеличение скорости движения железнодорожных вагонов, которое сопровождается ростом динамических возмущений, возникающих в зоне взаимодействия колеса с рельсом, может привести к неконтролируемой аварийной ситуации. Это характерно как для пассажирских вагонов, так и для грузовых составов, причем, в первую очередь, для порожних вагонов.

Среднеучастковая скорость движения на сегодняшний день составляет 32,4 км/ч. Это низкий показатель, особенно — для грузоперевозок. Все мы знаем, что на доставку груза контейнером по центральной части территории России, например, могут потребоваться десятки дней, а то и недели. При этом несут убытки и перевозчики, получатели и отправители. Сумев поднять среднеучастковую скорость на 10-15%, возможно существенно сократить сроки грузоперевозок и увеличить рентабельность в 1,5 — 2 раза. Учитывая, что основной объем грузоперевозок производится железнодорожным транспортом, задача повышения среднеучастковой скорости более чем актуальна. Мы начали поставки Российским железным дорогам разработанные гидравлические демпферы для пассажирских поездов, которые позволяют существенно увеличить скорость движения, а демпферы для грузовых вагонов обладают совершенно уникальным свойством — они «подстраиваются» под массу вагона автоматически! Таким образом, можно увеличить скорость движения как порожнего состава, без риска схода с рельсов, так и груженого состава, не боясь разбить железнодорожный путь.

Валерий Михайлович, наша компания занимается продвижением услуг ГЛОНАСС/GPS/GSM на трех территориях — Архангельская область, КОМИ, Ненецкий автономный округ. Применение телематических услуг с использованием спутниковых систем навигации, использование индивидуальных средств (треккеров) для путевых обходчиков, контроль места и состояния систем и персонала транспорта через спутниковые терминалы уже хорошо отработан. Скажите, насколько быстро будут внедряться такие системы контроля и управления на жд транспорте? Спасибо. — Вахрушев Сергей Владимирович, ООО М2М телематика СЕВЕР

Очевидно, что дальнейшее развитие сложнейшей и чрезвычайно разветвленной инфраструктуры железных дорог невозможно без внедрения современных систем спутниковой навигации, треккеров и т.д., поскольку только так можно увеличить эффективность и повысить качество контроля за безопасностью и прозрачностью движения пассажиров и грузов. Думаю, что Российские железные дороги сейчас стоят на пороге перехода на качественно новый технологический уровень, поэтому внедрение таких систем не заставит себя долго ждать.

Валерий Михайлович, существуют ли уже сегодня в России технологии, которые могли бы повысить производительность труда на железной дороге? — Александр, Челябинск

Такие технологии безусловно существуют, например, если рассматривать применение лазерных комплексов для очистки вагонов от краски, то они позволяют существенно сократить трудозатраты на подготовку вагонов к покраске за счет отсутствия необходимости снимать практически все навесное оборудование вагона, закрывать окна и т.д., кроме того производительность труда снижается и за счет быстрой уборки краски — нужен всего лишь промышленный пылесос.

Тарифы на проезд в железнодорожном транспорте постоянно растут, скоро уже сравняются со стоимостью перелетов. Новые технологи — это хорошо, но не приведет ли их внедрение к еще большему удорожанию билетов? — Анастасия, Вологда

Отличный вопрос! Вообще любая инноватика должна предусматривать сокращение издержек, то есть и снижение тарифов. Отмечу, кстати, что РЖД ведут крайне гибкую тарифную политику, снижая стоимость проезда в самое «горячее» время. Со своей стороны, наши специалисты при разработке инновационных технологий уделяют огромное внимание экономической эффективности, экологичности, энергосбережению, безопасности и надежности. Срок окупаемости наших гидравлических демпферов составляет не более 1,5 лет. Поэтому тарифы на проезд и на перевозки теоретически должны снижаться.

Какие новые технологии? Какая безопасность? Вы лучше скажите, когда мы перестанем мусорить на наши железнодородные пути? От Туапсе до Адлера, к примеру, 3 часа езды, сортиры в вагонах закрыты… Почему во всем цивилизованном мире этот вопрос давно решен, а у нас, однако, нет? Может, нанотехнологии внедрить?

P.S. В переносном смысле, кстати, тоже проблемы… А уж про железнодорожные переезды я и не говорю. — Чукча

Не смотря на то, что это скорее вопрос о нашем менталитете, я считаю, что внедрение новых технологий на самом деле позволит изменить ситуацию в лучшую сторону. Но прежде всего, необходимо начинать с самих себя.

Одним из наиболее важнейших составляющих безопасности на железной дороге является здоровье машиниста. Вам не кажется, что к вопросу безопасности следует подходить комплексно — как ни внедняй новые технологии, кадры по-прежнему остаются решающей силой. — Елена Владимировна Семенова, Киров

Конечно, «кадры решают все». Российские железные дороги, с которыми мы плотно сотрудничаем, уделяют этому вопросу большое внимание: вводятся службы психологической помощи в депо и так далее. Мы также со своей стороны акцентируем внимание на такой проблеме как профессиональное здоровье машиниста: уже сейчас первые испытания показали, что наши технологии позволяют демпфировать колебания в особо опасном для человека диапазоне частот от 4 до 6 Гц, что существенно облегчает длительное нахождение в поезде и снижает вредное воздействие на здоровье. И особо важным является демпфирование кресла машиниста.

Ваша компания называется Электросберегающие технологии, а речь идет о безопасности на железной дороге. Вы предлагаете сокращать электроснабжение системы для обеспечения безопасности? — Кирилл, журналист

Все немного не так. Наша компания предлагает новые разработки, которые позволяют снизить энергозатраты при увеличении эфеективности. Одним из важнейших направлений для нас являются лазерные технологии. Мы специализируемся на разработке технологий и оптико-механических систем для эффективной резки и сварки конструкционных материалов, закалки, наплавки, модификации поверхности и т.д. Для реализации всех этих процессов мы проектируем и разрабатываем комплексы на основе волоконных лазеров (КПД которых в два раза выше, чем газовых), вентильных двигателей, которые также имеют высокий КПД и практически исключают необходимость редукторов и других энергоэффективных элементов, которые позволяют нам снижать потребление электроэнергии, газов, материалов.

Поезд остается все-таки одним из самых безопасных видов транспорта, не смотря на то, что и здесь случаются аварии. Однако существует более серьезная роблема — а именно самочувствие людей, которые в поездах ездят. Мне приходится дважды в год преодолевать расстояние в 6 тысяч км, и на третий день пути поднимается артериальное давление и начинает сильно болеть голова. Вот это, на мой взгляд, один из самых серьезных недостатков наших железных дорог. С этой проблемой как-то борются? — Ольга Андреевна, Новосибирск

У работников железнодорожного транспорта (в т.ч. машинистов), а также у пассажиров, длительное время находящихся в дороге, могут возникать неприятные ощущения и профессиональные заболевания. Это связано с неблагоприятным воздействием на организм возникающих при движении локомотива или вагона вибраций в особо опасном диапазоне до 10 Гц. Существующие системы демпфирования не справляются с этим диапазоном частот. Я уже указывал на то, какие технологии мы надеемся внедрить на железных дорогах, чтобы снизить эти влияния на организм человека. Более эффективно эта проблема решается тогда, когда демпферы установлены не только в центральной (в настоящий момент — только там) ступени подвешивания, но и в буксовой, поскольку именно там возможно быстрое и эффективное гашение колебаний и их нераспространение на тележку и вагон.

Объясните, пожалуйста, почему российские поезда двигаются с черепашьей скоростью, а на Западе — просто летают?? — Владимир, Москва

Через несколько лет и наши поезда начнут перемещаться со скоростью 250 км/ч и более. А связано это с большими материальными затратами по рефмормированию всего железнодорожного хозяйства, а также климатическими поясами, изношенностью подвижного состава и путей, устаревшей инфраструктурой и многими другими комплексными проблемами. Более конкретные ответы на этот вопрос может дать руководство РЖД.

Каков экономический эффект от внедрения ваших технологий? — Константин, Москва

Если рассматривать внедрение средств, повышающих скорость движения, то на примере грузовых вагонов становится очевидным, что увеличение скорости даже на 10% позволяет увеличить грузооборот и привести к значительному экономическому эффекту. Более конкретные показатели — преррогатива владельцев подвижных составов. Для, например, пассажирских вагонов внедрение демпферов нового поколения дает следующий эффект: за весь период эксплуатации полные затраты на демпфер в 5,9 раза ниже, чем для аналогов, даже без учета существенной экономии, за счет увеличение срока службы материальной части вагонов и железнодорожного полотна более чем в 2 раза

Существует ли господдержка разработки и внедрения новых технологий на железной дороге и, если существует — то в каких долях осуществляется государственно-частное партнерство — Татьяна, Чебоксары

В целом поддержка господдержка разработки и внедрения новых технологий существует, схемы ее реализации различны и зависят от многих факторов, однако на железнодорожном транспорте эта деятельность осуществляется самим ОАО «РЖД».

Западные технологии результативны на российских железных дорогах? — Виктор Кормаков, Москва

Западные технологии эффективны, оспаривать это бессмысленно. Но дело в том, что они эффективны именно на Западе. Тяжелые российские условия диктуют очень жесткие требования надежности элементов транспортных средств, поэтому будущее развития технологической базы в России — за российскими технологиями.

Валерий Михайлович, на Ваш взгляд, обеспечен ли на сегодняшний день комплексный подход к обеспечению безопасности на железных дорогах? И вообще — уделяется ли этой проблеме достаточно внимания? — Андрей Ройзман

Эта проблема всегда была актуальна, а сейчас, в связи с увеличением пассажиро- и грузопотоков становится чрезвычайно важной. Думаю, что многие элементы безопасности безусловно созданы и эффективно действуют, однако именно комплексная система еще находится в процессе разработки.

Изношенность путей и подвижного состава давно стала притцей во языцех — объясните, реально ли внедрять новые технологии, не заменив устаревшие (морально и физически!) вагоны и локомотивы, не отремонтировав пути! — Илья Воропаев, Мурманск

Радикальных изменений таким образом добиться нельзя, но существенно улучшить ситуацию вполне возможно. Внедрение демпфирующих систем и комплексов позволяет блестяще справиться с удвоением сроков эксплуатации как подвижного состава дорог, так и путевого хозяйства. При этом повышается безопасность, улучшается комфортность перевозок пассажиров и сохранность грузов, увеличивается скорость перевозок.

Следует ли, на Ваш взгляд, внедрять новый подход к формированию кадров для работы на железной дороге? Если в ряде случаев причиной аварий является именно человеческий фактор — Евгения, Москва

Этот вопрос лучше адресовать руководству РЖД.

Слышал о том, что в поездах также, как в самолетах, устанавливаются «черные ящики» — объясните целесообразность установки такого самописца? — Алексей, Самара

Необходимость «черного ящика» продиктована увеличением скорости движения, и, как следствие — возможности аварийных ситуаций, он позволяет восстановить картину событий и определить реальный источник возникновения аварийной ситуации.

Вы заключаете контракты с зарубежными компаниями на предмет поставок ваших технологий — или российское в Европе не востребовано? — Олег, Краснодар

Во-первых, западные железные дороги построены несколько по иной технологии. Кроме того, по климатическое воздействие гораздо более мягкое, чем в России, поэтому на Западе не всегда целесообразно внедрение некоторых наших разработок, однако мы ведем работы по внедрению новых технологий с Восточной и Западной Европой. Особенно перспективным является внедрение демпфирующих комплексов в странах Восточной Европы.

Как вы оцениваете старания РЖД по улучшению мер безопасности на поездах, что бы вы изменили, улучшили, от чего отказались — Евгений

Руководство Российских железных дорог прилагает максимальные усилия для обеспечения безопасности на транспорте, вкладывает в это значительные инвестиции. Конкретизировать ответ мне бы не хотелось, так как мне кажется это не вполне корректным.